Начало XX века
Основные события в районе деревни Иваново в начале 20-го века развернулись вокруг соседней горы, в ту пору носившей название Ивановской. На рубеже веков проводилась реконструкция железной дороги, связывавшей Санкт-Петербург и Москву — требовался большой объём строительных материалов. И, прежде всего, песка для создания железнодорожных насыпей. Камовые холмы в районе Иваново как раз сложены преимущественно песчаными пластами. И в конце 19-го века — начале 20-го века после проведения изысканий между деревнями Иваново и Кирсино был открыт карьер.
|
|
|
|
|
|
|
|
Иваново в 1871 г. |
|
Карта 1909 г. |
|
Карта 1913 г. |
|
Автомобильного движения в те времена ещё не было, речка Ольховка, протекавшая рядом с деревней Кирсино, была слишком маленькой для судоходства. Поэтому для вывоза песка потребовалось строительство железнодорожного пути. Путь этот начинался в Саблино, далее поворачивал на северо-восток в Пустынку, а потом практически по прямой шёл на восток — к Кирсино. В интернете часто при описании этой ветки пишут, что она была узкоколейной. Но нет, колея была стандартной ширины — 1520 мм. И поезда, гружёные песком, сразу же попадали на московскую дорогу — дополнительной перегрузки не требовалось. Погрузка песка производилась ниже деревни Кирсино, там, где сейчас находится посёлок Карьер (Нижнее Кирсино) — в сотне метров южнее сегодняшней автобусной остановки.
|
|
|
|
|
|
|
|
Срез Ивановской горы |
|
Станция Кирсино со спутника |
|
Вид на станцию с самолёта |
|
В 30-ые годы прекратились службы в Успенской церкви в Лезье. Помещение церкви сначала использовали в качестве сельского клуба, а потом превратили в склад.
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта 1932 г. |
|
Финская карта 1936 г. |
|
Предвоенная карта 1939 г. |
|
Оккупация во время Великой отечественной войны
Летом 1940-го года начинается история участия региона в Великой отечественной войне, когда рядом с церковью в Лезье был построен небольшой военный аэродром размерами примерно 1х1 километр. В церкви разместился штаб аэродрома, также вокруг были построены землянки. Лётчики базировавшегося на аэродроме полка начали совершать боевые вылеты с июля 1941-го года.
|
|
|
|
|
|
|
|
Военный аэродром в Лезье |
|
|
|
|
|
29 августа 1941 года немцы подошли к окрестным деревням. Наступление на Иваново — Лезье — Сологубовку велось силами 1-го батальона 76-го пехотного полка боевой группы "Шверин". В Иваново фашисты сопротивления не встретили, а в Лезье завязался недолгий бой, после чего немцы заняли также и соседнюю Сологубовку. В этот же день два других батальона овладели деревнями Петрово и Турышкино.
|
|
|
|
|
|
|
|
Крупномасштабная карта 1941 г. |
|
Карта Генштаба 1942 г. |
|
|
|
Ударные батальоны вермахта в деревне не задержались в связи с продолжавшимся наступлением на Ленинград. В Иваново осталось небольшое количество тыловиков, была организована комендатура. Из числа местных жителей назначен староста.
|
|
|
|
|
|
|
|
Успенская церковь в Лезье |
|
|
|
|
|
Аэродром в Лезье использовался для бомбёжек караванов, вывозивших население блокадного Ленинграда по дороге жизни на восточный берег Ладожского озера. В здании бывшей церкви сначала держали пленных солдат, потом в подвале устроили госпиталь для немцев. Приметное издалека здание служило хорошим ориентиром для артиллерийских и авиационных частей красной армии. Аэродром и саму церковь регулярно бомбили. Вот что рассказывает об одной из бомбёжек Александр Соловьёв, побеседовавший с очевидцем событий:
В декабре, вероятно, под протестантское Рождество, вновь прилетели наши самолеты. Что-то сбросили. Спустя несколько секунд в воздухе распустились красивые огненные цветы – удивительный фейерверк! Немецкие зенитчики перестали стрелять. Сочли, вероятно, что русские преподнесли им Рождественский подарок. Стали весело что-то кричать, подпрыгивать, хлопать в ладоши. А потом… потом заживо горели… С самолетов сбросили не фейерверк. Это были наши новые зажигательные авиабомбы ЗАБ-100-65тш, начиненные термитными шарами, принятые на вооружение ВВС КА постановлением ГКО №193 от 18 июля 1941 г. Бомбы, еще не известные противнику. Взрываясь на высоте, такая бомба покрывала огнем площадь в радиусе 25–30 метров. И спасения в этом адовом круге не было...
Фашистские оккупанты по-разному относились к местному населению. Совершались военные преступления:
Осенью 41-го года фашисты издали указ: "Пребывание посторонних лиц на территории деревни запрещено. О появлении посторонних докладывать в комендатуру". В Сологубовке жила женщина, мать четверых детей Ульяна Фенагина. Однажды вечером к ней в дом постучался незнакомец и попросился переночевать. Он был русским. Под страхом смертной казни она пустила его в дом, одела, накормила… Наутро он пошёл и сдал её в комендатуру. Это был наш предатель, который работал на гестапо. Свидетели того времени вспоминали, что Ульяну Фенагину три дня держали под арестом. Старшие дети приносили ей 9-месячную дочку, которую она кормила грудью. А потом женщину на глазах у всей деревни расстреляли на мосту через Мгу. Через несколько дней от голода умерла её девочка.
Но были и другие немцы, не желавшие местным ничего плохого, которых просто заставили идти на войну. Рассказывает Анатолий Павлов, очевидец событий, бывший во время описываемых событий десятилетним мальчиком:
В Петрове я когда был, возил один немец на машине коменданта. И относился он ко мне хорошо. Однажды предложил съездить во Мгу за солью. Сели мы в машину, а на дороге немцы что-то ремонтировали. Видят меня и спрашивают: - Капут? Я отвечаю: - Капут. И бросают мне в машину хлеба — перед расстрелом поесть. Приехали во Мгу, там мне немец разбитый вагон с солью показал, я набрал, сколько надо. Обратно едем, немцы снова спрашивают: - Нихтс капут? - Нихтс капут. И снова хлеб бросают.
В карьере фашисты устроили склад боеприпасов, который однажды был взорван. Воду из деревенских колодцев немцы не брали — предпочитали ездить за водой на озеро Машинское. Для этого построили туда бревенчатую дорогу, которая сохранилась до наших дней. Не доверяли местному населению после взрыва.
|
|
|
|
|
|
|
|
Немецкая бревенчатая дорога |
|
|
|
|
|
В 1942-ом году женщин, стариков и детей — жителей деревень Пухолово, Лезье, Петрово и Иваново угнали в один из прибалтийских концлагерей. По дороге заставляли работать. Выживших освободили только летом 1945 года, когда в большинстве стран Европы война уже закончилась.
Саму же деревню Иваново отряды Красной Армии освободили 23 января 1944 года в ходе наступления со стороны Тосно. Днём ранее были освобождены Лезье, Сологубовка, Петрово и Турышкино. Все дома в деревне Иваново были разрушены или сожжены. Другие деревни и вовсе исчезли. Из ближайших исчезли Погорелушка и Келколово (в районе Мги), Сиголово (по дороге из Иваново в Надино).
Сельское хозяйство во второй половине ХХ века
В послевоенные годы в Иваново стало развиваться сельское хозяйство. В 1954 году был образован совхоз "Мгинский", в который вошли территории вокруг Иваново, Лезье, Сологубовки, Петрово, Турышкино и Пухолово. С тех пор на полях между Пухолово и Сологубовкой обычно сажали картофель. В поле у южной оконечности Лезье сеяли овёс. Вокруг Иваново растили горох, подсолнечник и даже кукурузу.
|
|
|
|
|
|
|
|
План совхоза "Мгинский" |
|
Бывшие картофельные поля |
|
|
|
Все выращиваемые культуры кроме картофеля использовались для приготовления силоса. Косили их долгое время с помощью лошадей и лошадиных косилок. В конце 80-ых годов траву стали косить комбайнами.
В 50-ые годы в северной части Иваново, там, где холм расширяется, был построен небольшой деревянный скотный двор на несколько голов. В 70-ых годах его перестроили — были построены кирпичные здания, водонапорная башня. Пробурена артезианская скважина.
На скотном дворе держали 4-5 лошадей, а основным делом было выращивание телят мясных пород. В лучшие годы численность телят достигала сотни голов. Корма этим телятам не хватало, на ближайших полях пасти их было нельзя — ведь там росла трава для силоса. Поэтому летом пастухи выгоняли их пастись на несколько километров в лес на небольшие лесные луга.
|
|
|
|
|
|
|
|
Развалины скотного двора |
|
|
|
|
|
Сразу после развала Советского Союза скотный двор опустел. Животные исчезли, а здания со временем разрушились и были растащены местными жителями на кирпичи. Некоторое время жители Иваново держали ещё собственных коров, но к началу нового тысячелетия крупных животных в деревне не осталось — только козы и куры.
Транспортное сообщение
Добыча песка в карьере после войны продолжилась. Часть жителей Иваново уезжали работать в Ленинград. И на ветке Кирсино — Пустынка — Саблино было организовано пассажирское сообщение. Раз в день, по утрам паровоз таскал один пассажирский вагон. А по выходным в некоторые годы в Кирсино приезжал железнодорожный вагон, переоборудованный в кинозал.
В 1962 году карьер был закрыт. На месте некогда высокой Ивановской горы образовались озёра — Маленькая и Большая Майны. Железнодорожную ветку разобрали, и встал вопрос об организации транспортного сообщения. В 1964 году Тосненское автотранспортное предприятие открыло новый маршрут Мга — Сологубовка, получивший номер 312. Автобус ходил 10-12 раз в сутки, конечная остановка располагалась в Сологубовке у спуска к мосту через Мгу — в районе кладбища.
|
|
|
|
|
|
|
|
Конечная остановка в Сологубовке |
|
|
|
|
|
В сентябре 1969-го года маршрут был продлён до конца деревни Лезье. Автобус стал ходить дальше, но частота рейсов снизилась до 8-9 раз в сутки.
Всё это время дорога из Лезье в Иваново и из Иваново в Кирсино представляла из себя узкую грунтовку, огибающую каждое встречающееся на пути болотце. К 1975-му году дорогу, наконец, расширили и выпрямили. А автобусный маршрут продлили до Кирсино. В само Кирсино автобус не заезжает, конечная остановка располагается в Карьере в нескольких десятках метров от Большой Майны и от бывшей железнодорожной станции. В этом же году номер маршрута изменился с 312-го на 274-ый. С 1984-го года его ещё раз изменили на 574-ый.
|
|
|
|
|
|
|
|
Грунтовка Иваново - Кирсино |
|
Автобус №574 Мга - Кирсино |
|
|
|
В 90-ые годы количество рейсов постепенно сокращалось. Сначала их было семь, потом шесть, причём один из них — только до Лезье. С 2000-го года ежедневно выполняется только пять рейсов в Кирсино.
После распада Советского Союза
В 90-ые годы Иваново, как и другие окрестные деревни, мигом пришло в запустение. Пропала работа — скотный двор исчез, на полях больше ничего не выращивали. Закрылся магазин в Кирсино, а потом и в Лезье. В деревне остались одни старики, вынужденные по любому поводу ездить во Мгу — за продуктами ли, за пенсией или для оплаты коммунальных платежей. Лишь за самогонкой можно было сходить пешком — её гнали в Лезье.
Старый карьер возобновил работу — в конце 90-ых годов и все 2000-ые годы там шла активная добыча песка. Десятки камазов ежедневно поднимали пыль, проносясь по грунтовой дороге в Иваново и Лезье. А красивейшие пейзажи Маленькой и Большой Майны были уничтожены. В конце 2011 года добыча песка прекращена.
|
|
|
|
|
|
|
|
Большая Майна до разработки |
|
Большая Майна после разработки |
|
Маленькая Майна после разработки |
|
Некому и незачем стало косить поля и лесные луга — они быстро заросли молодыми деревьями. Сейчас, спустя двадцать лет, некоторые бывшие лужайки уже и не отличить от окружающего их леса.
В самом лесу в конце 90-ых годов проводились вырубки вокруг Вешало болота и Рамболовского озера. Вырубки производилась варварским способом — спиливались все деревья, а брались только лучшие. Мелкий же поваленный лес оставался лежать, создавая непроходимые участки и препятствуя восстановлению растительности. И сейчас эти вырубки труднопроходимы, хотя поросль всё же сумела пробиться сквозь поваленные деревья.
|
|
|
|
|
|
|
|
Вырубки на спутниковом снимке |
|
|
|
|
|
С 1992 года начались переговоры между Россией и Германией о перезахоронении немецких солдат, убитых во время Второй мировой войны. В 1994 году администрация Ленинградской области выделила для этой цели участок в деревне Лезье — в точности на месте бывшего военного аэродрома. Условием организации кладбища было восстановление разрушенной Успенской церкви и ремонт дороги.
В 2000 году кладбище было торжественно открыто. К настоящему времени на нём захоронено около 80000 немецких солдат — это второе по величине военное кладбище в Европе. Данные о захороненных солдатах хранятся в архиве в церковном подвале. Саму церковь отреставрировали в 2003 году и открыли 20-го сентября.
В это же время заменили асфальт в Пухолово, Сологубовке и Петрово. Впервые положили асфальт в Лезье и в Иваново. Дорога между Лезье и Иваново так и осталась грунтовой — несколько раз в год её ровняет грейдер.
В 2000-ых годах на берегу Большой Майны были построены теплицы цветоводческого предприятия. Администрация Мгинского городского поселения в каждой деревне организовала создание пожарных водоёмов и установку уличных телефонов-автоматов. В 2010 году южнее Лезье открылась животноводческая ферма "Живое поле". С 2012 года на ферму можно приехать с детьми, чтобы посмотреть, как разводят животных.
|
|
|
|
|
|
|
|
Ферма "Живое поле" |
|
|
|
|
|
|