Иваново

сайт деревни Иваново Кировского района
Ленинградской области
+18,9°C
ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ
ФОРУМ
ИСТОРИЯ ИВАНОВО
До нашей эры
Первые деревни
Возникновение и рост Иваново
Новейшая история Иваново
ПОГОДА В ИВАНОВО
РАСПИСАНИЕ ТРАНСПОРТА
Электрички
Автобусы
ФОТОГРАФИИ
Деревня Иваново
Озёра в карьере
Озеро Машинское
Озеро Глухое
Озеро Сёмушкино
Леса и поля
Грибы
Цветы
Вид с самолёта
ОХОТА
Весенняя охота на селезня
Охота на утку и гуся
Заяц, кабан, лось, медведь...
РЫБАЛКА
КАРТЫ МЕСТНОСТИ
Топографические карты
Вид из космоса
Схемы полётов самолётов
БЛИЖАЙШИЕ МАГАЗИНЫ
ИВАНОВО В СМИ
СОСЕДСКИЕ САЙТЫ
КОНТАКТЫ

Отзыв о сайте:

Кажется, мой дед погиб под вашей деревней в войну. Он перезахоронен на мемориале "Синявинские высоты". Добра вам и счастья.

Ильнур Субаев


Случайная фотография:


из раздела "Леса и поля"

Начало XX века

Основные события в районе деревни Иваново в начале 20-го века развернулись вокруг соседней горы, в ту пору носившей название Ивановской. На рубеже веков проводилась реконструкция железной дороги, связывавшей Санкт-Петербург и Москву — требовался большой объём строительных материалов. И, прежде всего, песка для создания железнодорожных насыпей. Камовые холмы в районе Иваново как раз сложены преимущественно песчаными пластами. И в конце 19-го века — начале 20-го века после проведения изысканий между деревнями Иваново и Кирсино был открыт карьер.

Иваново в 1871 г. Карта 1909 г. Карта 1913 г.
Иваново в 1871 г. Карта 1909 г. Карта 1913 г.

Автомобильного движения в те времена ещё не было, речка Ольховка, протекавшая рядом с деревней Кирсино, была слишком маленькой для судоходства. Поэтому для вывоза песка потребовалось строительство железнодорожного пути. Путь этот начинался в Саблино, далее поворачивал на северо-восток в Пустынку, а потом практически по прямой шёл на восток — к Кирсино. В интернете часто при описании этой ветки пишут, что она была узкоколейной. Но нет, колея была стандартной ширины — 1520 мм. И поезда, гружёные песком, сразу же попадали на московскую дорогу — дополнительной перегрузки не требовалось. Погрузка песка производилась ниже деревни Кирсино, там, где сейчас находится посёлок Карьер (Нижнее Кирсино) — в сотне метров южнее сегодняшней автобусной остановки.

Срез Ивановской горы Станция Кирсино со спутника Вид на станцию с самолёта
Срез Ивановской горы Станция Кирсино со спутника Вид на станцию с самолёта

В 30-ые годы прекратились службы в Успенской церкви в Лезье. Помещение церкви сначала использовали в качестве сельского клуба, а потом превратили в склад.

Карта 1932 г. Финская карта 1936 г. Предвоенная карта 1939 г.
Карта 1932 г. Финская карта 1936 г. Предвоенная карта 1939 г.

Летом 1940-го года начинается история участия региона в Великой отечественной войне, когда рядом с церковью в Лезье был построен небольшой военный аэродром размерами примерно 1х1 километр. В церкви разместился штаб аэродрома, также вокруг были построены землянки. Лётчики базировавшегося на аэродроме полка начали совершать боевые вылеты с июля 1941-го года.

Военный аэродром в Лезье
Военный аэродром в Лезье

29 августа 1941 года немцы подошли к окрестным деревням. Наступление на Иваново — Лезье — Сологубовку велось силами 1-го батальона 76-го пехотного полка боевой группы "Шверин". В Иваново фашисты сопротивления не встретили, а в Лезье завязался недолгий бой, после чего немцы заняли также и соседнюю Сологубовку. В этот же день два других батальона овладели деревнями Петрово и Турышкино.

Крупномасштабная карта 1941 г. Карта Генштаба 1942 г.
Крупномасштабная карта 1941 г. Карта Генштаба 1942 г.

Ударные батальоны вермахта в деревне не задержались в связи с продолжавшимся наступлением на Ленинград. В Иваново осталось небольшое количество тыловиков, была организована комендатура. Из числа местных жителей назначен староста.

Успенская церковь в Лезье
Успенская церковь в Лезье

Аэродром в Лезье использовался для бомбёжек караванов, вывозивших население блокадного Ленинграда по дороге жизни на восточный берег Ладожского озера. В здании бывшей церкви сначала держали пленных солдат, потом в подвале устроили госпиталь для немцев. Приметное издалека здание служило хорошим ориентиром для артиллерийских и авиационных частей красной армии. Аэродром и саму церковь регулярно бомбили. Вот что рассказывает об одной из бомбёжек Александр Соловьёв, побеседовавший с очевидцем событий:

В декабре, вероятно, под протестантское Рождество, вновь прилетели наши самолеты. Что-то сбросили. Спустя несколько секунд в воздухе распустились красивые огненные цветы – удивительный фейерверк! Немецкие зенитчики перестали стрелять. Сочли, вероятно, что русские преподнесли им Рождественский подарок. Стали весело что-то кричать, подпрыгивать, хлопать в ладоши. А потом… потом заживо горели… С самолетов сбросили не фейерверк. Это были наши новые зажигательные авиабомбы ЗАБ-100-65тш, начиненные термитными шарами, принятые на вооружение ВВС КА постановлением ГКО №193 от 18 июля 1941 г. Бомбы, еще не известные противнику. Взрываясь на высоте, такая бомба покрывала огнем площадь в радиусе 25–30 метров. И спасения в этом адовом круге не было...

Фашистские оккупанты по-разному относились к местному населению. Совершались военные преступления:

Осенью 41-го года фашисты издали указ: "Пребывание посторонних лиц на территории деревни запрещено. О появлении посторонних докладывать в комендатуру". В Сологубовке жила женщина, мать четверых детей Ульяна Фенагина. Однажды вечером к ней в дом постучался незнакомец и попросился переночевать. Он был русским. Под страхом смертной казни она пустила его в дом, одела, накормила… Наутро он пошёл и сдал её в комендатуру. Это был наш предатель, который работал на гестапо. Свидетели того времени вспоминали, что Ульяну Фенагину три дня держали под арестом. Старшие дети приносили ей 9-месячную дочку, которую она кормила грудью. А потом женщину на глазах у всей деревни расстреляли на мосту через Мгу. Через несколько дней от голода умерла её девочка.

Но были и другие немцы, не желавшие местным ничего плохого, которых просто заставили идти на войну. Рассказывает Анатолий Павлов, очевидец событий, бывший во время описываемых событий десятилетним мальчиком:

В Петрове я когда был, возил один немец на машине коменданта. И относился он ко мне хорошо. Однажды предложил съездить во Мгу за солью. Сели мы в машину, а на дороге немцы что-то ремонтировали. Видят меня и спрашивают: - Капут? Я отвечаю: - Капут. И бросают мне в машину хлеба — перед расстрелом поесть. Приехали во Мгу, там мне немец разбитый вагон с солью показал, я набрал, сколько надо. Обратно едем, немцы снова спрашивают: - Нихтс капут? - Нихтс капут. И снова хлеб бросают.

В карьере фашисты устроили склад боеприпасов, который однажды был взорван. Воду из деревенских колодцев немцы не брали — предпочитали ездить за водой на озеро Машинское. Для этого построили туда бревенчатую дорогу, которая сохранилась до наших дней. Не доверяли местному населению после взрыва.

Немецкая бревенчатая дорога
Немецкая бревенчатая дорога

В 1942-ом году женщин, стариков и детей — жителей деревень Пухолово, Лезье, Петрово и Иваново угнали в один из прибалтийских концлагерей. По дороге заставляли работать. Выживших освободили только летом 1945 года, когда в большинстве стран Европы война уже закончилась.

Саму же деревню Иваново отряды Красной Армии освободили 23 января 1944 года в ходе наступления со стороны Тосно. Днём ранее были освобождены Лезье, Сологубовка, Петрово и Турышкино. Все дома в деревне Иваново были разрушены или сожжены. Другие деревни и вовсе исчезли. Из ближайших исчезли Погорелушка и Келколово (в районе Мги), Сиголово (по дороге из Иваново в Надино).

В послевоенные годы в Иваново стало развиваться сельское хозяйство. В 1954 году был образован совхоз "Мгинский", в который вошли территории вокруг Иваново, Лезье, Сологубовки, Петрово, Турышкино и Пухолово. С тех пор на полях между Пухолово и Сологубовкой обычно сажали картофель. В поле у южной оконечности Лезье сеяли овёс. Вокруг Иваново растили горох, подсолнечник и даже кукурузу.

План совхоза "Мгинский" Бывшие картофельные поля
План совхоза "Мгинский" Бывшие картофельные поля

Все выращиваемые культуры кроме картофеля использовались для приготовления силоса. Косили их долгое время с помощью лошадей и лошадиных косилок. В конце 80-ых годов траву стали косить комбайнами.

В 50-ые годы в северной части Иваново, там, где холм расширяется, был построен небольшой деревянный скотный двор на несколько голов. В 70-ых годах его перестроили — были построены кирпичные здания, водонапорная башня. Пробурена артезианская скважина.

На скотном дворе держали 4-5 лошадей, а основным делом было выращивание телят мясных пород. В лучшие годы численность телят достигала сотни голов. Корма этим телятам не хватало, на ближайших полях пасти их было нельзя — ведь там росла трава для силоса. Поэтому летом пастухи выгоняли их пастись на несколько километров в лес на небольшие лесные луга.

Развалины скотного двора
Развалины скотного двора

Сразу после развала Советского Союза скотный двор опустел. Животные исчезли, а здания со временем разрушились и были растащены местными жителями на кирпичи. Некоторое время жители Иваново держали ещё собственных коров, но к началу нового тысячелетия крупных животных в деревне не осталось — только козы и куры.

Добыча песка в карьере после войны продолжилась. Часть жителей Иваново уезжали работать в Ленинград. И на ветке Кирсино — Пустынка — Саблино было организовано пассажирское сообщение. Раз в день, по утрам паровоз таскал один пассажирский вагон. А по выходным в некоторые годы в Кирсино приезжал железнодорожный вагон, переоборудованный в кинозал.

В 1962 году карьер был закрыт. На месте некогда высокой Ивановской горы образовались озёра — Маленькая и Большая Майны. Железнодорожную ветку разобрали, и встал вопрос об организации транспортного сообщения. В 1964 году Тосненское автотранспортное предприятие открыло новый маршрут Мга — Сологубовка, получивший номер 312. Автобус ходил 10-12 раз в сутки, конечная остановка располагалась в Сологубовке у спуска к мосту через Мгу — в районе кладбища.

Конечная остановка в Сологубовке
Конечная остановка в Сологубовке

В сентябре 1969-го года маршрут был продлён до конца деревни Лезье. Автобус стал ходить дальше, но частота рейсов снизилась до 8-9 раз в сутки.

Всё это время дорога из Лезье в Иваново и из Иваново в Кирсино представляла из себя узкую грунтовку, огибающую каждое встречающееся на пути болотце. К 1975-му году дорогу, наконец, расширили и выпрямили. А автобусный маршрут продлили до Кирсино. В само Кирсино автобус не заезжает, конечная остановка располагается в Карьере в нескольких десятках метров от Большой Майны и от бывшей железнодорожной станции. В этом же году номер маршрута изменился с 312-го на 274-ый. С 1984-го года его ещё раз изменили на 574-ый.

Грунтовка Иваново - Кирсино Автобус №574 Мга - Кирсино
Грунтовка Иваново - Кирсино Автобус №574 Мга - Кирсино

В 90-ые годы количество рейсов постепенно сокращалось. Сначала их было семь, потом шесть, причём один из них — только до Лезье. С 2000-го года ежедневно выполняется только пять рейсов в Кирсино.

В 90-ые годы Иваново, как и другие окрестные деревни, мигом пришло в запустение. Пропала работа — скотный двор исчез, на полях больше ничего не выращивали. Закрылся магазин в Кирсино, а потом и в Лезье. В деревне остались одни старики, вынужденные по любому поводу ездить во Мгу — за продуктами ли, за пенсией или для оплаты коммунальных платежей. Лишь за самогонкой можно было сходить пешком — её гнали в Лезье.

Старый карьер возобновил работу — в конце 90-ых годов и все 2000-ые годы там шла активная добыча песка. Десятки камазов ежедневно поднимали пыль, проносясь по грунтовой дороге в Иваново и Лезье. А красивейшие пейзажи Маленькой и Большой Майны были уничтожены. В конце 2011 года добыча песка прекращена.

Большая Майна до разработки Большая Майна после разработки Маленькая Майна после разработки
Большая Майна до разработки Большая Майна после разработки Маленькая Майна после разработки

Некому и незачем стало косить поля и лесные луга — они быстро заросли молодыми деревьями. Сейчас, спустя двадцать лет, некоторые бывшие лужайки уже и не отличить от окружающего их леса.

В самом лесу в конце 90-ых годов проводились вырубки вокруг Вешало болота и Рамболовского озера. Вырубки производилась варварским способом — спиливались все деревья, а брались только лучшие. Мелкий же поваленный лес оставался лежать, создавая непроходимые участки и препятствуя восстановлению растительности. И сейчас эти вырубки труднопроходимы, хотя поросль всё же сумела пробиться сквозь поваленные деревья.

Вырубки на спутниковом снимке
Вырубки на спутниковом снимке

С 1992 года начались переговоры между Россией и Германией о перезахоронении немецких солдат, убитых во время Второй мировой войны. В 1994 году администрация Ленинградской области выделила для этой цели участок в деревне Лезье — в точности на месте бывшего военного аэродрома. Условием организации кладбища было восстановление разрушенной Успенской церкви и ремонт дороги.

В 2000 году кладбище было торжественно открыто. К настоящему времени на нём захоронено около 80000 немецких солдат — это второе по величине военное кладбище в Европе. Данные о захороненных солдатах хранятся в архиве в церковном подвале. Саму церковь отреставрировали в 2003 году и открыли 20-го сентября.

В это же время заменили асфальт в Пухолово, Сологубовке и Петрово. Впервые положили асфальт в Лезье и в Иваново. Дорога между Лезье и Иваново так и осталась грунтовой — несколько раз в год её ровняет грейдер.

В 2000-ых годах на берегу Большой Майны были построены теплицы цветоводческого предприятия. Администрация Мгинского городского поселения в каждой деревне организовала создание пожарных водоёмов и установку уличных телефонов-автоматов. В 2010 году южнее Лезье открылась животноводческая ферма "Живое поле". С 2012 года на ферму можно приехать с детьми, чтобы посмотреть, как разводят животных.

Ферма "Живое поле"
Ферма "Живое поле"

© Антон Павлов, 2006-2013. Последнее обновление 24 апреля 2013